Согласно исследованиям социологов, уровень развития системы профессиональной ориентации в государстве напрямую коррелирует с уровнем свободы и цивилизованности общества. Хотя в Советском Союзе и России была некогда заложена основа системы профориентации, должного развития она так и не получила, и не получает и сегодня.
Как следствие, дезориентированная молодежь идет учиться на очередных «юристов и экономистов», потому что так надежнее, не вполне представляя себе суть данных профессий и соответствие собственных интересов и способностей этому виду работы. Не имея интереса к учебе в вузе, они превращаются в посредственных работников, сидящих в офисе только ради получения зарплаты, из которых затем «вырастают» недовольные тем, как сложилась их жизнь, люди среднего возраста без ориентиров и понимания смысла жизни и работы.
К сожалению, профориентационная работа со школьниками в традиционном понимании не способна решить данную проблему: человек решает, кем должен стать, не в одночасье в подростковом возрасте или студенчестве, а постепенно развиваясь как в процессе учебы, так и в процессе трудовой деятельности, и ошибок на данном пути не избежать: из них и создается понимание того, чем человек хочет заниматься.
Решением данной проблемы является создание комплексной системы профессиональной ориентации и планирования карьеры, которая бы с использованием соответствующих методов на каждом этапе взросления помогала будущему работнику/работнику осознавать свои интересы, способности, сильные и слабые стороны, перспективы и смысл разной работы:
- 3-10 лет: игра, знакомство с различными профессиями, «примеривание» на себя разных ролей, общение с представителями профессий, посещение кружков и секций с целью выявления наиболее ярких талантов и интересов;
- 10-14 лет: осознание собственных способностей и возможностей, определение примерного направления дальнейшего развития, более осознанное знакомство с различными профессиями;
- 14-17 лет: выбор вуза и специальности исходя из интересов, возможностей и перспектив;
- 17-22 года: определение более узкой специализации, выбор первой работы;
- 22-25 лет: осознание себя как молодого специалиста, выявление наиболее перспективных направлений работы;
- 25-30 лет: поиск смысла в работе, выбор работы исходя из интересов, ценностей и способностей;
- 30-40 лет: выстраивание карьеры, поиск нового смысла и ценностей, поиск новых возможностей для улучшения качества своей работы;
- 55-70 лет: переориентация на новые виды/подвиды деятельности, подготовка к жизни на пенсии.
В каждом возрасте человеку, пусть даже активно развивающему карьеру может быть оказана профориентационная помощь, способная повысить эффективность работы/самоопределения с учетом целей, задач, психологического состояния и иных особенностей человека.